Смотреть фильмы онлайн
История кино
Жанры кино
Знаменитые режиссёры
Шедевры отечественного кино
Шедевры зарубежного кино
Интересное:
популярно о том, как создать собственный сайт;
В интернет-магазине сайдинг под бревно на ld-t с выгодной скидкой.

Бондарчук Сергей Фёдорович - биография

Бондарчук Сергей Фёдорович ( 1920-1994 )

Сергей Федорович Бондарчук - советский режиссер и актер. Фильмы: "Судьба человека" (1959), "Война и мир" (1966-1967), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1977), "Борис Годунов" (1986) и др.

Сергей Федорович Бондарчук

Сергей Федорович Бондарчук


Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской губернии. Его отец, Федор Петрович, и мать, Татьяна Васильевна, работали в поле и на огороде, управлялись со скотиной, вели хозяйство. Про Бондарчуков говорили, что они люди гордые, знающие себе цену.

Вскоре семья переехала в Таганрог, где Сергей увлекся театром и кино. После окончания школы Бондарчук-младший заявил, что будет артистом, и отправился в Москву поступать в театральное училище. Провалив экзамены в Москве, он поступил в Ростовское театральное училище, закончить которое не успел — началась война. С 1942 по 1946 год Бондарчук находился на военной службе.

После Победы он продолжил учебу в Москве на курсе актерского факультета ВГИКа (мастерская Герасимова — Макаровой). Первой его работой в кино стала трагедийная роль подпольщика Валько, сыгранная в знаменитом фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Эта работа сразу же показала незаурядность дарования молодого актера, хотя именно кульминационные моменты роли пришлись на сцены, раскритикованные Сталиным и не вошедшие в прокатный вариант картины.

Во ВГИКе Сергей познакомился с Инной Макаровой, сыгравшей в "Молодой гвардии" Любовь Шевцову. Они поженились. 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наташа, которая стала впоследствии известной киноактрисой.

В тридцать лет Бондарчук получил звание заслуженного артиста РСФСР. А в тридцать два после исполнения роли Тараса Шевченко актеру была присуждена Сталинская премия и по личному распоряжению вождя присвоено звание народного артиста СССР. Он был самым молодым среди народных артистов.

Однако череда бесконфликтных ролей положительных героев современности и прошлого привела актера к душевному и психологическому кризису: актер чувствовал, что в его работе наступает спад. Выйти из этого состояния ему помог А.П. Чехов, чьи произведения его просто поразили. После труднейшей и великолепно сыгранной роли чеховского Дымова в фильме "Попрыгунья" (1955) С. Самсонова Бондарчук создает романтический образ Отелло в экранизации С. Юткевича. О нем заговорили как о трагике и выдающемся актере.

Совместная работа в "Отелло" свела Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. К новой жене Сергей Федорович уходил тяжело: переживал, метался. Инна Макарова много лет спустя говорила: "На самом деле я сама предложила ему развестись. Понимаете, у меня другой характер. Бондарчук мне мешал — с его проблемами, постоянными звонками куда-то. Я виню себя: думаю, не готова была к замужеству. Девочкой была. У нас разница в возрасте семь лет. На самом деле — века".

В номерах газеты "Правда" от 31 декабря 1956 года и 1 января следующего был опубликован рассказ Шолохова "Судьба человека". Рассказ потряс всю страну. Прочитал его и Бондарчук: "Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем "творческим планом". Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни".

Фильм "Судьба человека" (1959) свидетельствовал о выдающемся режиссерском таланте Бондарчука. Рассказ о жизни простого человека и его военной судьбе обретал в фильме эпическое звучание. Режиссер, исполнитель главной роли Сергей Бондарчук и оператор Владимир Монахов получили Ленинскую премию. Картину признали лучшей на проходившем в 1959 году 1-м Международном кинофестивале в Москве.

Герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата. Не случайно в 1960 году Роберто Росселлини снял Бондарчука в роли русского партизана Федора в ленте "В Риме была ночь", использовав костюм и грим героя "Судьбы человека".

С Италией у Бондарчука сложились самые добрые отношения. Росселлини познакомил его с Федерико Феллини и композитором Нино Рота. Позже Папа Римский, зная Сергея Федоровича как верующего человека, предложил ему келью в Ватикане, куда режиссер мог приехать в любое время для уединения и сосредоточения...

В 1961 году Бондарчуку предложили поставить "Войну и мир". Восемь лет жизни отдал он этому грандиозному замыслу. В содружестве с драматургом Василием Соловьевым писался сценарий. Затем начались многолетние съемки. За это время в семье режиссера родились дочь Алена и сын Федор.

В трактовке романа главным для Бондарчука стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории. Этой цели подчинен весь строй картины, ее монтаж, ее уникальные, снятые преимущественно с вертолета, панорамы.

Работа начиналась тяжело. Не выдержав властного характера Бондарчука, от него ушли второй режиссер, некоторые актеры и операторы. Сам Сергей Федорович едва не умер — в 1965-м у него на несколько минут остановилось сердце...

Много было проблем с поиском актеров. Юную Людмилу Савельеву на роль Наташи Ростовой Бондарчук нашел почти случайно после множества неудачных кинопроб с другими актрисами. Далеко не сразу утвердили на роль князя Андрея Болконского Вячеслава Тихонова. Очень долго Бондарчук искал актера на роль Пьера Безухова и в конце концов сыграл ее сам.

Фильм вышел на экраны в 1966-1967 годах и сразу стал мировой сенсацией. Он поражал масштабностью и количеством действующих лиц. Сцены Бородинского сражения, в съемках которых приняли участие 15 тысяч статистов, захватывали воображение подлинностью происходящего.

Несмотря на все препоны, Бондарчук снял сцену общего молебна, объединившего армию перед Бородинской битвой. Эта сцена получилась одной из лучших в фильме.

Среди многих наград, полученных Бондарчуком за "Войну и мир", был "Оскар" за лучший иностранный фильм года.

 

кадры из фильма "Война и мир

кадры из фильма "Война и мир

кадры из фильма "Война и мир

кадры из фильма "Война и мир

кадры из фильма "Война и мир"

После успешного зарубежного проката этой картины Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить историческую эпопею "Ватерлоо" (1970). В этой работе российский режиссер подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

Закончив две масштабные картины, Бондарчук получил заказ от Министерства обороны снять фильм к 30-летию Победы. Режиссер выбрал незаконченный роман Шолохова "Они сражались за Родину" (1975). Успех фильма получился поистине всенародным. Бондарчук собрал прекрасные актерские силы, достаточно назвать имена В. Шукшина, И. Лапикова, Н. Мордюковой, Ю. Никулина, В. Тихонова, Г. Буркова... Картина отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

Осуществленные Бондарчуком постановки "Степи" Чехова (1978), "Бориса Годунова" Пушкина (1985), где он сыграл заглавную роль, а также экранизации книг американца Джона Рида о русской и мексиканской революциях ("Красные колокола", 1982 год, совместное производство с Италией и Мексикой) оставили зрителей равнодушными.

В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинематографистов Бондарчук смещен с председательского поста. Он остался не у дел.

Благополучие ему создавала семья, которая оберегала его. Сын режиссера Федор вспоминает: "У отца на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Изо всех своих зарубежных поездок он привозил не шмотки, а удивительные инструменты — всякие стамески, лобзики, отвертки, какие-то приспособления самых немыслимых цветов. Для меня этот сарай был заветным местом. Там был какой-то свой мир, в который меня допускали и в котором я тоже что-то творил".

В 1990 году итальянский продюсер Энцо Рисполи согласился финансировать постановку "Тихого Дона" в 10 сериях. Бондарчук подписал контракт, по условиям которого он отказывался от всяких прав на картину. В 1993 году режиссер отснял все десять серий. В картине приняли участие более 1000 актеров из многих стран: Дельфин Форест (Аксинья), Ф. Мюррей Абрахам (Пантелей), Борис Щербаков (Степан), Наталья Андрейченко (Дарья), Владимир Гостюхин (Петр), Ирина Скобцева (Ильинична). Батальные сцены превосходили размах "Войны и мира". Специально для съемок была построена целая станица с избами, куренями, майданами... Затем Бондарчук сделал черновой монтаж, но в его отсутствие фильм был перемонтирован под стандарт американского боевика. Два месяца ушло на восстановление разрушенного. По словам Ирины Скобцевой, здоровье мужа подкосила именно история с "Тихим Доном". У него открылись три кровоточащие язвы.

Только в живописи Бондарчук находил себе утешение. Рисовал свои призы, курительные трубки, книжки, цветы... Он подружился с художником Александром Шиловым, который писал парадный портрет Сергея Федоровича.

Тем временем итальянский продюсер, испытывавший финансовые трудности, месяц за месяцем обещал, что вскоре будет записана музыка и проведено озвучание. В конце 1993 года Сергей Федорович домонтировал телеверсию. Следующий год прошел в мучительном ожидании обещанного финала.

До проката своего фильма Бондарчук не дожил. Сгорел за два месяца. Недаром рак называют болезнью печали.

Сергей Федорович Бондарчук умер 20 октября 1994 в Москве. За два часа перед смертью он причастился и исповедовался.

 


2008-2014 Кино и фильмы